ПРОГРАММА мониторинга качества общего образования в МОУ СОШ № 37 Пояснительная записка
Изменение целей образования и условий его получения тесно связано с обновлением подходов к определению и оценке качества образования. Развитие вариативности обучения при сохранении образовательного пространства требует разработки и внедрения механизмов реального влияния на качество образования. В свою очередь, повышение эффективности управления невозможно без своевременного получения надежной и достоверной информации о состоянии системы образования.
В этих условиях создание системы мониторинга, обеспечивающей поступление объективной информации о состоянии и развитии системы образования, становится неотъемлемой составляющей совершенствования управления качеством образования в школе.
Программа «Мониторинга качества общего образования в МОУ СОШ №37» разработана на основе муниципальной программы «Повышение качества образования учащихся на 2013-2016 годы» в общеобразовательных организациях г.Комсомольска- на- Амуре Хабаровского края, Положения о внутришкольном мониторинге муниципального общеобразовательного учреждения й средней общеобразовательной школы №37.
Предпосылкамидля создания программы стали:
- необходимость систематизации накопленного опыта по оценке результативности образовательной деятельности школы;
- необходимость обеспечения документальной обоснованности принятия управленческих решений;
- актуальность обеспечения информацией о состоянии дел в школе внешних пользователей;
- необходимость использования программно-целевого метода управления как эффективного средства принятия управленческих решений.
Идея программы: изменения управления ОУ с целью личностного роста обучающегося, повышения профессиональной компетентности педагога и выполнения образовательного заказа родителей, общественности.
Стратегическая цель программы: совершенствование управления качеством образования.
Тактические цели программы:
- Обеспечение прогнозирования развития образовательного процесса в школе.
- Предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования в школе;
- Выявление средствами системы критериев зависимости между ресурсами, условиями обучения и его результатами.
Задачи программы:
- оценить возможности и ресурсы условий предоставления качественного образования в МОУ СОШ № 37;
- создать единую систему диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающую определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования;
- повысить объективность контроля и оценки образовательных достижений обучающихся;
- получить объективную информацию о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- провести комплексный анализ системы взаимодействия родителей, педагогов, внешних связей школы на основе принципа сотрудничества;
- содействовать принятию обоснованных управленческих решений, прогнозировать развитие образовательной системы школы;
Сроки действия программы: август 2019 года по август 2024 года.
Принципы системы оценки качества образования
В основу системы оценки качества образования школы положены принципы:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
- оптимальности использования источников первичных данных;
- технологичности используемых показателей;
- сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными и федеральными аналогами;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп участников образовательного процесса;
- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.
Система управления качеством образования
Субъектом принятия управленческого решения является администрация школы, которая несет ответственность за качество исходящей информации.
Приказом директора школы назначаются ответственные:
- за сбор первичных данных – учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог, психолог;
- обработку и анализ данных – руководители МО учителей-предметников, классные руководители, социальный педагог;
- представление информации и ведение баз данных – координаторы (заместители директора по УВР, ВР).
Внешняя информационная среда школы состоит из представителей местного сообщества, учащихся и родителей, администрации муниципалитета.
Организационное обеспечение выполнения программы включает в себя:
- лицензирование и аккредитацию школы;
- аттестацию педагогических кадров;
- результаты ЕГЭ, ОГЭ и регионального тестирования обучающихся за курс начальной и основной школы;
- социологический мониторинг состояния воспитательной работы в школе.
Организационное и функциональное обеспечение программы:
Функции директора школы, зам. директора по УВР, зам. директора по ВР
- Определение методик, форм, критериев, показателей и процедур оценки результативности образовательного процесса;
- Обеспечение эффективного социального партнерства;
- Создание единой информационной системы;
- Систематическoe изучение образовательного спроса обучающихся, родителей, а также общественности по вопросам качества образования.
Функции педагогов
- Обеспечение условий развития личности обучающегося по показателям: обученность, уровень сформированности основных универсальных учебных действий, личностный рост;
- Оценка результативности образовательного процесса по установленной циклограмме и технологии мониторинга;
- Обработка результатов учебного процесса по предмету;
- Накопление достижений и формирование портфолио педагога;
- Педагогическая рефлексия.
Функции классного руководителя
- Обеспечение взаимодействия учителей-предметников, учащихся и родителей при проведении мониторинга результатов учебного труда классного коллектива;
- Обработка данных мониторинга уровня обученности и уровня сформированности УУД учащихся класса;
- Индивидуальная работа с родителями по выполнению рекомендаций узких специалистов.
Функции социального педагога и психолога
- Обеспечение социально-психологического сопровождения мониторинга качества образовательного процесса посредством проведения консультаций, тренингов, индивидуальных и групповых занятий, направленных на профилактику и предупреждение нежелательных явлений, которые отражаются на качестве образовательного процесса.
Функции ученика
- Овладение ключевыми компетенциями и культурой умственного труда;
- Накопление достижений и формирование портфолио.
Функции родителей
- Создание условий в семье, обеспечивающих физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка;
- Обеспечение систематического контроля результатов обучения ребенка;
- Исполнение рекомендаций социального педагога, психолога, учителя, классного руководителя;
- Участие в соуправлении школой.
Мероприятия по реализации целей и задач программы мониторинга планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательной системы школы.
Объекты мониторинга
Объектами мониторинга выступают:
- индивидуальные образовательные достижения обучающихся;
- деятельность педагогов по обеспечению требуемого качества результатов образования;
- качество организации образовательного процесса;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
- система дополнительных образовательных услуг;
- организация питания;
- состояние здоровья обучающихся;
- воспитательная работа;
- финансовое обеспечение;
- открытость деятельности.
Показатели оценки объектов мониторинга
Качество индивидуальных образовательных достижений учащихся
• Результаты:
–государственная (итоговая) аттестация выпускников 11-х и 9-х классов;
–промежуточная и текущая аттестация обучающихся;
• Результаты мониторинговых исследований согласно плану, утвержденному директором школы на текущий учебный год;
• Участие и результативность работы в научном школьном обществе учащихся, школьных, муниципальных, областных предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и пр.;
• Результаты дальнейшего устройства выпускников 9-х и 11-х классов;
• Доля учащихся школы в системе дополнительного образования;
Деятельность педагогов по обеспечению требуемого качества результатов образования
- Участие педагогов, занимающихся научно-методической работой в школе;
- Прохождения курсовой подготовки и повышения квалификации педагогами школы;
- Деятельность педагогов по обобщению и распространению своего педагогического опыта;
- Работа педагога с одаренными детьми, по повышению показателей образовательных достижений учащихся;
- Личные достижения в профессиональных конкурсах разных уровней.
Качество образовательного процесса
- Результативность деятельности школы;
- Продуктивность и результативность образовательных программ;
- Результаты лицензирования и государственной аккредитации школы;
- Достижения в конкурсах разного уровня;
- Ежегодный отчет о результатах самообследования деятельности МОУ СОШ №37;
- Продуктивность работы школы в статусе краевой стажировочной площадки и Центра трансфера технологий по теме: «ФГОС нового поколения – основа повышения качества начального и общего образования»;
- Система приема обучающихся в школу;
- Открытость деятельности школы для родителей и общественных организаций;
- Социализация выпускников школы.
Качество материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Наличие и эффективность использования интернет-ресурсов в учебном процессе и соответствующее программно -информационное обеспечение;
- Оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;
- Обеспеченность методической и учебной литературой.
Система дополнительного образования
- Количество предоставляемых дополнительных образовательных услуг и охват ими обучающихся;
- Результативность предоставляемых образовательных услуг (наличие победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, фестивалей и т. д.);
- Наличие и реализация договорных проектов совместной деятельности школы с другими учреждениями.
Организация питания
- Количество детей, обеспеченных компенсацией на питание за счет средств местного бюджета;
- Результаты мониторинга организации питания (положительные и отрицательные отзывы о качестве и ассортименте питания);
- Соблюдение нормативов и требований СанПиН.
Состояние здоровья обучающихся:
- Регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических и гигиенических профилактических мероприятий, медицинских осмотров;
- Динамика заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников;
- Эффективность оздоровительной работы (оздоровительный компонент содержания учебных предметов, здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и т. д.);
- Состояние физкультурно-оздоровительной работы (распределение школьников по группам здоровья, группам физической культуры).
Качество воспитательной работы
- Наличие детского самоуправления, его соответствие различным направлениям детской самодеятельности;
- Охват обучающихся деятельностью, соответствующей их интересам и потребностям;
- Удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительной динамики результатов воспитания;
- Положительная динамика в оценке обучающимися образовательной среды (удовлетворенность школой, классом, обучением, организацией досуга, отношениями с родителями, сверстниками и педагогами);
- Отсутствие правонарушений со стороны учащихся школы;
- Наличие системы стимулирования участников воспитательного процесса;
- Участие обучающихся 1,2 и 3 ступеней обучения в школьных мероприятиях;
- Участие и победы обучающихся школы в мероприятиях разного уровня.
Качество финансово-экономической деятельности
- Объективность и открытость введения новой системы оплаты труда;
- Объективность расстановки кадров (анализ штатного расписания);
- Наполняемость классов;
- Продуктивность использования расходной части сметы по бюджетным ассигнованиям на финансовый год;
- Объективность управленческих решений, принятых по актам проверок и обследований финансово-хозяйственной деятельности вышестоящими и другими организациями.
Открытость информации о деятельности школы
- Эффективность взаимодействия школы с родителями, выпускниками и профессиональным сообществом;
- Обеспечение достаточности и полноты информации о деятельности школы средствами школьного Сайта, муниципальными СМИ;
- Эффективность работы Управляющего Совета школы;
- Репутация (рейтинг) ОУ на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
- Качество отчетов по самообследованию и их доступность широкой общественности.
Процедуры мониторинговых исследований:
- Теоретические (проблемный анализ результатов деятельности),
- Эмпирические (наблюдение, изучение документации, анкетирование, диагностики, изучение результатов различных типов срезов, изучение школьной документации, изучение результатов медицинского осмотра школьников)
Средства мониторинговых исследований:
- Анкеты;
- Диагностики;
- Контрольно- измерительные материалы;
- Тесты
- Статистика и анализ образовательных результатов
- Статистика социализации выпускников основной и средней школы.
Результаты мониторинга образования доводятся до сведения педагогического коллектива, родительского коллектива, Учредителя, общественности в форме отчета по самообследованию.
Ожидаемые результаты
- Построение и апробация модели управления качеством образования в школе на основе образовательного мониторинга;
- Повышение качества уровня обученности учащихся по школе с 43% до 47%;
- 100% успешное прохождение выпускниками 9-х, 11-х классов государственной (итоговой) аттестации;
- Повышение уровня личных творческих достижений обучающихся и личных профессиональных достижений педагогов;
- Удовлетворение образовательных запросов, ожиданий учащихся, родителей, социума;
- Снижение количества учащихся группы риска;
- Сохранение физического и психического состояния здоровья участников образовательного процесса;
- Разработка единой информационно-технологической базы системы оценки результатов деятельности школы по показателям и индикаторам качества образования;
- Расширение общественного участия в управлении школой;
Весь документ можно скачать по ссылке
|