|
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ № 37 __________ С.А. Тамбовская Приказ № 255 от 03.09.2014 |
Положение
о рабочей программе учителя Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №37 г.Комсомольска-на-Амуре
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о разработке и утверждении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (далее – Положение) разработано в соответствии:
с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
Типовым положением об общеобразовательном учреждении,
Уставом МОУ СОШ № 37.
1.2. Данное Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса и дисциплины (модуля) (далее – рабочая программа).
1.3. Рабочая программа - это локальный нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, курсов, дисциплин (модулей), требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися (выпускниками) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в условиях конкретного образовательного учреждения.
1.4. Рабочая программа, как компонент основной образовательной программы МОУСОШ № 37, является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, системы оценки на уровне учебных предметов, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения.
1.5. Рабочая программа - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
1.6. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования. Таким образом, рабочая программа по предмету - это документ, который составляется с учетом особенностей образовательного учреждения.
1.7. Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
1.8. Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.
1.9. К рабочим программам относятся: программы по учебным предметам, программы курсов по выбору; программы факультативных занятий.
1.10.Рабочая программа учителя даёт представление о практической реализации
ФГОС при изучении конкретного предмета (курса), определяет содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса школы и контингента обучающихся.
1.11. Рабочая программа учителя разрабатывается на основе:
требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
примерной основной образовательной программы соответствующей ступени обучения;
санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189)
учебного плана МОУ СОШ № 37 (федерального и регионального компонента, компонента ОУ);
годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
основной образовательной программы МОУ СОШ № 37;
примерной образовательной программы по учебному предмету, курсу, дисциплине или авторской программы;
учебно-методического комплекса;
1.12. Рабочая программа выполняет следующие функции:
является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме;
определяет содержание образования по учебному предмету на базовом или профильном уровнях;
обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;
реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;
включает модули регионального предметного содержания;
создает условия для реализации системно-деятельностного подхода;
обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся.
1.13. Рабочая программа составляется на один учебный год или на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование) с последующей корректировкой.
1.14. Рабочая программа может быть единой для всех учителей данного предмета, работающих в школе, или индивидуальной.
1.15. Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один хранится у учителя, второй сдаётся заместителю директора по УВР в электронном виде.
2. Структура рабочей программы
2.1. Структура рабочей программы на основе требований федерального государственного образовательного стандарта должна иметь обязательные компоненты.
- Титульный лист (название программы)
- Пояснительная записка.
- Содержание курса.
- Календарно-тематический план.
- Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.
- Перечень учебно-методического обеспечения.
- Список литературы.
2.2. Титульный лист – структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в образовательном процессе, адресность.
Титульный лист должен содержать:
- Наименование образовательного учреждения
- Название курса для изучения, которого написана программа
- Указание параллели, на которой изучается курс
- Ф.И.О. учителя
- Гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения)
- Год составления программы.
2.3. Пояснительная записка – структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебному плану школы, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных, практических, лабораторных работ по оценке качества подготовка и т.д.
Требования к оформлению пояснительной записки:
поля: 2 (нижнее, верхнее), 3 (левое), 1,5(правое).
12-14 шр., Times New Roman (обычный нежирный, межстрочный интервал 1);
заголовок: 12-14 шр., Times New Roman (нежирный, допускается выделение жирным шрифтом , межстрочный интервал 1).
В тексте пояснительной записки следует указать: на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа, внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование, используемый учебно-методический комплект (в соответствии с Образовательной программой учреждения), количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.
2.4. Календарно-тематическое планирование – структурный элемент программы, содержащий наименование раздела, темы, даты, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия), основные вопросы, понятия, планируемые результаты (предметные), примечание (оформляется по усмотрению педагога). Календарно-тематическое планирование составляется в виде таблицы.
В календарно-тематическом плане должны быть отражены темы курса и отдельных уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение, используемая на уроке наглядность, ТСО, интерактивные средства обучения. Форма календарно-тематического плана разрабатывается и принимается школьными Методическими объединениями учителей-предметников.
3. Порядок рассмотрения и утверждения рабочей программы
3.1. Рабочие программы рассматриваются и обсуждаются на заседании научно-методического совета, согласовываются с заместителем директора по УВР и представляются на утверждение директору школы в срок до 1 сентября текущего года.
3.2 Директор школы вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в школе или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям ФГОС.
3.3. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.
3.4. Если на начало учебных занятий рабочая программа не прошла процедуру согласования и утверждения, учитель не допускается к проведению учебных занятий с последующим перерасчётом заработной платы.
3.5. Решение о внесении изменений в рабочие программы учебных предметов принимает директор школы по ходатайству руководителей методических объединений или заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
3.6.Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин могут корректироваться перед началом нового учебного года. Основаниями для внесения изменений в рабочие программы учебных предметов могут быть следующие обстоятельства:
- изменение часов учебного плана, отводимых для изучения предмета;
- изменение федеральных государственных образовательных стандартов;
- переход на другую систему обучения в начальной и основной школе, открытия профильных классов на старшей ступени обучения.
3.7. Утвержденные рабочие программы предметов учебного плана являются составной частью основной образовательной программы школы, входят в обязательную нормативную локальную документацию образовательного учреждения и представляются органам управления образованием регионального и муниципального уровней, органам контроля и надзора в сфере образования, педагогическому коллективу, родительской общественности.
3.8. Администрация образовательного учреждения осуществляет контроль реализации рабочих программ в соответствии с планом внутришкольной работы.
3.9. Образовательное учреждение несет ответственность на основании п. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.
4. Делопроизводство
4.1. Администрация школы осуществляет систематический контроль за выполнением рабочих программ, их практической части, соответствием записей в классном журнале содержанию рабочих программ по итогам каждого учебного периода (четверти, года)
4.2. В случае невыполнения рабочей программы, по итогам проверки, учитель фиксирует необходимую информацию в листе корректировки в конце каждого полугодия.
4.3. Итоги проверки рабочих программ подводятся на административном совещании.