2.4. Работа с родителями по обеспечению эффективности адаптационного периода к школьной образовательной среде (в чем они должны помогать, чему научить, во что не вмешиваться).
2.5. Проведение обследования готовности ребенка к школьной жизни: педагогическая, психологическая, логопедическая диагностика.
3. Основные направления обследования готовности детей к школе
К основным результатам готовности детей к началу систематического школьного обучения относятся:
3.1. Развитие произвольности: умение подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентирование на указания учителя, обращенные классу в целом, способность и желание внимательно слушать и точно выполнять правила;
3.2. Умственное развитие, включающее: развитие наглядно-образного мышления – основы для последующего полноценного развития логического мышления; способность понять и запомнить всю совокупность условий поставленной задачи;
3.3. Коммуникативные способности – развитость форм игровой деятельности: способность к их организации, умение договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции; в ходе совместной деятельности умение обсуждать возникающие проблемы, правила.
3.4. Развитие речи. Выявление логопедических проблем.
3.5 Предметная диагностика по основным содержательным линиям (математика, русский язык, чтение, окружающий мир, изобразительная деятельность), с целью определения стартовых возможностей
4. Особенности построения образовательной среды в первом классе
4.1. Знакомство ребёнка с новым школьным миром организуется на дошкольном материале: игра, рисование, элементарное экспериментирование. Нормы совместных действий и общения создаются самими учащимися, как результат договора учителя с детьми.
4.2. В течение сентября-октября месяца проводятся 3 урока по 35 минут, после которых динамическая пауза на свежем воздухе. На уроках соблюдается здоровьесберегающий принцип – физминутки и СанПин нормы. Четвёртое занятие обязательно проводится после динамической паузы и в игропрактической форме: экскурсии, деловая игра, практические занятия и др.
4.3 Формами организации образовательного пространства детей в этот период являются:
- игровое занятие – понятийные игры, сюжетно-ролевые и сказочно-литературные игры-драматизации;
- урок – как пространство учения и место для групповой работы, тренировки.
Время урока определяется жестко заданными рамками по 35 минут, который имеет общий темп и ритм своей работы и определяется учебной программой модуля и психофизиологическими требованиями, определяющих границу допустимости нагрузки.
4.4. В течение года учитель осуществляет персонализированный подход через самостоятельную работу ребенка, его деятельности на уроке. Результаты наблюдений становятся предметом обсуждения на педагогических консилиумах.
4.5 В конце апреля месяца проводится диагностическая работа с целью изучения освоения материала за 1 класс и проведения необходимой последующей коррекционно-развивающей работы с учащимися (май месяц). Результаты такой работы доводят до сведения родителей.
4.6. Домашнее задание не задается.
5. Взаимодействие с родителями
Для успешной адаптации ребёнка необходим тесный деловой контакт с родителями детей, позволяющий объединять воспитательные усилия и избегать ситуаций, когда к детям предъявляются противоречащие друг другу требования.
5.1. Средствами установления и поддержания контакта с родителями являются:
5.1.1. родительские консультации (1 раз в месяц);
5.1.2. персональное общение педагога с родителями (по запросу);
5.1.3. информационные листки;
5.1.4. регулярная отчётность о развитии детей (по запросу).
6. Делопроизводство
6.1. На каждого ребёнка педагогом оформляется индивидуальная карта развития, в которой отражаются все направления личностного развития ребёнка.
6.2. Результаты обследования адаптации обсуждаются на педконсилиуме и фиксируются в карте развития (не менее 3 раз в год).
6.3. Классный руководитель отслеживает динамику развития универсальных учебных действий, согласно Программе УУД. Результаты фиксируются в «портфолио» учащегося и доводятся до сведения родителей на консультации (с учётом конфиденциальности).
6.4. По итогам 1 четверти, 1 полугодия, в конце года проводится педагогический консилиум, по результатам наблюдений и психологопедомедико – педагогического обследования. Результаты отражаются в протоколе, справке по итогам адаптации первоклассника к школе.